8 056 37 32 164 info@techno-maxi.com.ua

Классы точности изготовления подшипников

Каждый подшипник изготавливается с определенной точностью, установленной стандартами, и характеризуется классом точности изготовления. Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. Например, класс точности влияет на потери на трение при вращение чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратора и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения. Классы точности различаются по допускам на изготовление основных элементов подшипников (посадочные диаметры, со осность рабочих поверхностей, размеры и форма тел качения, профиль беговых дорожек), а так же нормами плавности хода. Классы точности для различных типов подшипников

Тип подшипникаСтандарт Классы точности
Радиальный шариковыйISO* 492Нормальный6542
Радиально-упорный шариковыйНормальный6542
Сферический шариковыйНормальный
Радиальный роликовыйНормальный6542
Игольчатый роликовыйНормальный654 
Сферический роликовыйНормальный65
Конические роликовые подшипникиметрического измеренияISO 492Нормальный,6X654
ANSI/ABMA** Std. 19.1KNCBA
дюймового измеренияISO 57843000
ANSI/ABMA Std.19RBEC-1RBEC-3RBEC-5
Упорные шариковыеISO 199Нормальный654
Упорные сферические роликоподшипникиНормальный

Примечание: * ISO -Международная организация по стандартизации; ** ANSI/ABMA — Американская ассоциация производителей подшипников. Взаимозаменяемость классов точности различных стандартов

ISOAFNORABEC/RBECDINJIS
НормальныйНормальный1P00
663P66
555P55
447P44
229P22

Примечание: AFNOR — Французская ассоциация стандартизации; ABEC/RBEC — стандарты ABMA; DIN-Немецкий институт стандартизации; JIS-Японские индустриальные стандарты. В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов 0, 6 и 5. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях (точные приборы, высокоскоростные подшипниковые узлы…). Примеры применения подшипников различных классов точности

Условия использования Узлы оборудованияКласс точности подшипников
Высокая точность работыШпиндели головок видеомагнитофоновP5
Шпиндели жестких дисков компьютеровP5, P4, P2
Шпиндели обрабатывающих станковP5, P4, P2
Поворотные печатные прессыP5
Поворотные столы вертикальных прессовP5, P4
Металлургическое прокатное оборудованиеТочнее P4
Подшипники вращения параболических антеннТочнее P4
Особо высокие скорости вращенияЗубные дрелиP5, ABEC-7
ГироскопыABEC-7, P4
Высокочастотные шпинделиABEC-7, P4
ТурбокомпрессорыP5, P4
Сепараторы центрифугP5, P4
Авиационные турбиныТочнее P4
Малый момент трения и вращенияКарданов подвес гироскопаABEC-7, P4
СервомеханизмыP5, ABEC-7
Потентометрические контроллерыABEC-7
 
Обозначения класса точности подшипников
P6Точность размеров и вращения соответствует классу 6 по стандарту ISO.
P63P6 + C3 (точность + зазор)
P62P6 + C2 (точность + зазор)
P5Точность размеров и вращения соответствует классу 5 по стандарту ISO.
P52P5 + C2 (точность + зазор)
P4Точность размеров и вращения соответствует 4 классу точности по стандарту ISO.
P43P4 + C3 (точность + зазор)
P4AТочность размеров соответствует классу 4 стандарта ISO и точность вращения классу ABEC 9 стандарта ABMA.
PA9Точность размеров и вращения соответствует классу ABEC 9 стандарта ABMA (выше чем P4).
PA9AТо же, что PA9.
PA9BТо же, что PA9, но с точностью выше класса ABEC 9 стандарта ABMA.
SPСпециальный класс точности для шпиндельных подшипников. Точность размеров примерно соответствует классу 5 стандарта ISO, точность вращения — классу 4.
UPПодшипник для шпинделей станков изготовленный по специальному классу допусков. Точность размеров примерно соответствует классу 4 стандарта ISO, точность качения — классу 4.
   

Попроще о классе точности подшипника. В любом спортивном магазине – в отделе зачастей для роликов или скейтов продаются подшипники 608 трех классов — АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Грамотный продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. АВЕС — система классификации шариковых подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово — роллерном мире. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров. Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики. Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости. Специалисты скажут, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч. 🙂