8 056 37 32 164 info@techno-maxi.com.ua

Классы точности изготовления подшипников

Каждый подшипник изготавливается с определенной точностью, установленной стандартами, и характеризуется классом точности изготовления. Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. Например, класс точности влияет на потери на трение при вращение чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратора и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения. Классы точности различаются по допускам на изготовление основных элементов подшипников (посадочные диаметры, со осность рабочих поверхностей, размеры и форма тел качения, профиль беговых дорожек), а так же нормами плавности хода. Классы точности для различных типов подшипников

Тип подшипника Стандарт  Классы точности
Радиальный шариковый ISO* 492 Нормальный 6 5 4 2
Радиально-упорный шариковый Нормальный 6 5 4 2
Сферический шариковый Нормальный
Радиальный роликовый Нормальный 6 5 4 2
Игольчатый роликовый Нормальный 6 5 4  
Сферический роликовый Нормальный 6 5
Конические роликовые подшипники метрического измерения ISO 492 Нормальный,6X 6 5 4
ANSI/ABMA** Std. 19.1 K N C B A
дюймового измерения ISO 578 4 3 0 00
ANSI/ABMA Std.19 RBEC-1 RBEC-3 RBEC-5
Упорные шариковые ISO 199 Нормальный 6 5 4
Упорные сферические роликоподшипники Нормальный

Примечание: * ISO -Международная организация по стандартизации; ** ANSI/ABMA — Американская ассоциация производителей подшипников. Взаимозаменяемость классов точности различных стандартов

ISO AFNOR ABEC/RBEC DIN JIS
Нормальный Нормальный 1 P0 0
6 6 3 P6 6
5 5 5 P5 5
4 4 7 P4 4
2 2 9 P2 2

Примечание: AFNOR — Французская ассоциация стандартизации; ABEC/RBEC — стандарты ABMA; DIN-Немецкий институт стандартизации; JIS-Японские индустриальные стандарты. В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов 0, 6 и 5. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях (точные приборы, высокоскоростные подшипниковые узлы…). Примеры применения подшипников различных классов точности

Условия использования  Узлы оборудования Класс точности подшипников
Высокая точность работы Шпиндели головок видеомагнитофонов P5
Шпиндели жестких дисков компьютеров P5, P4, P2
Шпиндели обрабатывающих станков P5, P4, P2
Поворотные печатные прессы P5
Поворотные столы вертикальных прессов P5, P4
Металлургическое прокатное оборудование Точнее P4
Подшипники вращения параболических антенн Точнее P4
Особо высокие скорости вращения Зубные дрели P5, ABEC-7
Гироскопы ABEC-7, P4
Высокочастотные шпиндели ABEC-7, P4
Турбокомпрессоры P5, P4
Сепараторы центрифуг P5, P4
Авиационные турбины Точнее P4
Малый момент трения и вращения Карданов подвес гироскопа ABEC-7, P4
Сервомеханизмы P5, ABEC-7
Потентометрические контроллеры ABEC-7
 
Обозначения класса точности подшипников
P6 Точность размеров и вращения соответствует классу 6 по стандарту ISO.
P63 P6 + C3 (точность + зазор)
P62 P6 + C2 (точность + зазор)
P5 Точность размеров и вращения соответствует классу 5 по стандарту ISO.
P52 P5 + C2 (точность + зазор)
P4 Точность размеров и вращения соответствует 4 классу точности по стандарту ISO.
P43 P4 + C3 (точность + зазор)
P4A Точность размеров соответствует классу 4 стандарта ISO и точность вращения классу ABEC 9 стандарта ABMA.
PA9 Точность размеров и вращения соответствует классу ABEC 9 стандарта ABMA (выше чем P4).
PA9A То же, что PA9.
PA9B То же, что PA9, но с точностью выше класса ABEC 9 стандарта ABMA.
SP Специальный класс точности для шпиндельных подшипников. Точность размеров примерно соответствует классу 5 стандарта ISO, точность вращения — классу 4.
UP Подшипник для шпинделей станков изготовленный по специальному классу допусков. Точность размеров примерно соответствует классу 4 стандарта ISO, точность качения — классу 4.
     

Попроще о классе точности подшипника. В любом спортивном магазине – в отделе зачастей для роликов или скейтов продаются подшипники 608 трех классов — АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Грамотный продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. АВЕС — система классификации шариковых подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово — роллерном мире. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров. Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики. Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости. Специалисты скажут, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч. 🙂