8 056 37 32 164 info@techno-maxi.com.ua

Радиальные зазоры в подшипниках

Зазор в подшипнике

Зазор в подшипнике определяется как расстояние, на которое наружное кольцо подшипника может быть смещено относительно внутреннего кольца, при отсутствии нагрузки.

Смещение в радиальном направлении называется радиальным зазором. (2)

Смещение в осевом направлении – осевым зазором (1)

1

Зачем нужен зазор в подшипнике?

Небольшой зазор всегда необходим для избежания контакта металла с металлом в подшипнике между движущимися частями. Поэтому, прежде чем выбрать подшипник, необходимо внимательно изучить, что его окружает. Разный зазор необходим для:

— посадки с натягом;
— увеличения вала или уменьшения корпуса под воздействием температуры;
— использования в качестве вала или корпуса других материалов, например алюминия;
— компенсации номинального смещения подшипника относительно других частей.

Как классифицируется зазор в подшипниках?

С1 – зазор подшипника меньше чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 — зазор в подшипнике больше чем С3

По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано –  зазор подшипника нормальный.

Соответствие обозначений зазоров по российскому и международному обозначению

Тип подшипникаЕПК, РоссияSKF, ШвецияFAG, Германия
Шариковый радиальный однорядный, d6C2C2
нормальнаянормальнаяC0 нормальная
7C3C3
8C4С4
9C5C5
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами с невзаимозаменяемыми деталями0C1C1NA
5C2C2
С цилиндрическим (коническим) отверстием, dнормальная (6)нормальнаяC0 нормальная
7C3C3
8C3C3
9(C5)(C5)
Роликовый радиальный сферический двухрядный с цилиндрическим (коническим) отверстием1
2C2C2
нормальнаянормальнаяC0 нормальная
3C3C3
4C4C4
5C5C5

Под зазором в подшипнике понимают величину перемещения, которая образовывается при сдвиге одного кольца подшипника относительно дру­гого при определенной малой измерительной нагрузке в радиальном нап­равлении (радиальный зазор) Оти осевом (осевой зазор) Оа.

Различают три вида зазоров: начальный, посадочный и рабочий. Под начальным радиальным зазором понимают зазор подшипника в состоя­нии поставки. Замеры радиального зазора осуществляются с помощью прибора путем смещения одного из колец подшипников в крайнее его по­ложение под определенной нагрузкой, для некоторых конструктивных групп подшипников замеры радиального зазора выполняют методом под­бора щупа соответствующей зазору толщины. Для разных конструктивных групп радиальных подшипников имеются свои группы (ряды) радиальных зазоров. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной вели­чинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, нормальная). Маркировка группы зазора выполняется на подшипнике и у паковке слева от места нанесения класса точности подшипника. Например, подшипник типа 205 класса точности 5, группы радиального зазора 8 обозначается 85-205. Наиболее распространенную группу радиальных зазоров называют нормальной. Она не имеет номера и не проставляется в условном обозначении подшипника. С таким зазором изготавливается большая часть радиальных шариковых и роликовых под­шипников, которые обеспечивают для большинства случаев при обычных посадках удовлетворительную работу подшипникового узла.

Под посадочным радиальным зазором понимают зазор, установивший­ся после монтажа подшипников. Причинами его изменения является уп­ругая деформация колец, вызванная посадочными натягами и погрешнос­тями формы посадочных мест.

Рабочим радиальным зазором называют зазор в подшипнике при уста­новившихся температурном и рабочем циклах машины. При этом из-за перепада температур он может уменьшаться или увеличиваться вслед­ствие того, какое из колец получает больше тепла. Ориентировочно раз­ницу температур нагрева наружного и внутреннего колец, влияющую на изменение внутреннего зазора, можно вычислить по формуле:

De=Dtx αx (d+D)/2

где

α =1,2*10-5 — коэффициент линейного расширения для стали;

d- внутренний диаметр подшипника, мм;

D- наружный диаметр подшипника, мм;

Dt — разница температур между валом и корпусом, град.

Тепловое удлинение вала может увеличивать или уменьшать зазор в за­висимости от конструкции подшипника и схемы его монтажа. Зазор воз­растает пропорционально нагрузке на подшипник. С учетом этих факторов необходимо выбирать соответствующую группу радиального зазора под­шипника.. Принимают, что наиболее благоприятным рабочим зазор для радиальных шариковых подшипников является вариант, когда он близок к нулю, и даже натяг малой величины можно считать благоприятным. Но если эти подшипники воспри­нимают только осевые нагрузки, то они должны иметь увеличенный зазор, который позволяет увеличить рабочий угол контакта и, тем самым, повы­сить осевую грузоподъемность.

Роликовые подшипники с цилиндрическими, коническими и сферически­ми роликами, как правило, должны иметь небольшой рабочий зазор в узлах общего применения. Но в отдельных случаях они устанавливаются и с преднатягом как, например, роликовые подшипники с цилиндрическими роликами в точных шпинделях станков или конические роликовые подшип­ники в главной передаче автомобиля. Для удовлетворительной работы ро­ликовые сферические подшипники всегда должны иметь положительный рабочий зазор.

Подшипник с коническим отверстием имеет несколько больший началь­ный радиальный зазор, чем подшипник с цилиндрическим отверстием. Это обусловлено спецификой создания обязательного натяга посадки при мон­таже подшипников на конические шайки валов, либо на закрепительные и стяжные втулки.

диаметр внутр. кольцаС2С0С3С4С5
мммкммкммкммкммкм
отдоминмаксминмаксминмаксминмаксминмакс
02,5064111020
2,5607213823
6100721382314292037
101809318112518332545
1824010520132820362848
2430111520132823413053
3040111620153328464064
4050111623183630514573
5065115828234338615590
658011510302551467165105
8010011812363058538475120
10012022015413666619790140
1201402231848418171114105160
1401602231853469181130120180
16018022520615310291147135200
180200230257163117107163150230
200225235258575140125195175265
225250240309585160145225205300
2502802453510590170155245225340
28031525540115100190175270245370
31535526045125110210195300275410
35540037055145130240225340315460
40045038060170150270250380350510
45050039070190170300280420390570
5005601010080210190330310470440630
5606301011090230210360340520490690