The radial bearing clearances

Bearing clearance

Bearing clearance is defined as the distance that the bearing outer ring can be displaced relative to the inner ring, in the absence of load.
The offset in the radial direction is called a radial gap. (2)
The offset in the axial direction – an axial gap (1)

1

Why a bearing clearance?

A small gap is always necessary to avoid metal to metal contact in the bearing between the moving parts. Therefore, before choosing a bearing, you must carefully examine that surrounds it. Different clearance is necessary:

– An interference fit;
– Increase or decrease the shaft housing under the influence of temperature;
– Used as a shaft or housing of other materials, such as aluminum;
– Compensation for bearing nominal displacement relative to other parts.

As classified bearing clearance?

C1 – bearing clearance smaller than C2
C2 – bearing clearance smaller than normal
CN – normal clearance
C3 – bearing clearance larger than normal
C4 – bearing clearance greater than C3

According to the ISO standard, if the bearing designation none is specified – normal bearing clearance.

Conformity clearance signs on the Russian and international designation

bearing TypeEPK, RussiaSKF, SwedenFAG, Germany
Single row radial ball, d6C2C2
normalnormalC0 normal
7C3C3
8C4С4
9C5C5
Roller radial short cylindrical roller with interchangeable parts0C1C1NA
5C2C2
With a cylindrical (conical) hole, the normal (6) normal normal C0
7C3C3
8C3C3
9(C5)(C5)
Roller double row radial spherical with cylindrical (conical) hole1
2C2C2
normalnormalC0 normal
3C3C3
4C4C4
5C5C5

Under the clearance in the bearing understand the amount of movement, which is formed of one shear bearing rings relative to each other at a certain low load measurement in the radial direction (radial clearance) Oti axial (axial clearance) Oa.

There are three types of gaps: the initial, planting and working. Under the initial radial clearance understand the bearing clearance in the delivery condition. Measurements of radial clearance are carried out with the help of the device by displacing one of the bearing rings in its extreme position under a certain load, for some design groups of bearings radial clearance measurements performed by selecting the appropriate probe gap thickness. For different groups of radial bearings design have their own groups (rows) of the radial clearance. Each group is limited to minimum and maximum values of acceptable radial clearance and is designated number (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, normal). Marking is performed on the band gap and the bearing packing videostream left bearing seat coating grade accuracy. For example, the bearing type 205 accuracy class 5, group 8 radial clearance designated 85-205. The most common group of radial clearances called normal. It has no number and is not put in a conditional bearing designation. With such a gap is produced most of the radial ball and roller bearings, which provide for the majority of cases, the usual crop satisfactory operation of the bearing assembly.

By planting a radial clearance gap understand, set after mounting bearings. The reasons for changing it is elastic deformation of the rings caused by interference fit and form errors seats.

Workers called radial clearance bearing clearance at steady-state temperature and duty cycle of the machine. In this case because the temperature drop it may increase or decrease due to the fact some of the rings receives more heat. The approximate difference between the heating temperature outer and inner rings, which affects the change of the internal clearance can be calculated using the formula:

De = Dtx αx (d + D) / 2

Where

α = 1,2 * 10-5 – linear expansion coefficient for steel;

d- the inner diameter of the bearing, mm;

D- bearing outside diameter, mm;

Dt – Temperature difference between shaft and housing, hail.

Thermal elongation of the shaft can be increased or decreased depending on the gap of the bearing structure and its installation scheme. The gap increases proportional to the load on the bearing. Considering these factors, it is necessary to choose the appropriate group of radial bearing clearance .. Is that the most favorable working clearance for radial ball bearings is an option when it is close to zero, and even tightness small value can be considered favorable. But if these bearings perceive only axial loads, they must have an increased gap, which allows to increase the working angle of contact and thus increase the axial load capacity.

Roller bearings with cylindrical, conical and spherical rollers should generally have a small working gap in units of general application. But in some cases they are mounted and preloaded such as roller bearings with cylindrical rollers in a precise machine spindles or tapered roller bearings in the main vehicle transmission. For satisfactory operation of roller spherical bearings should always have a positive working gap.

Bearing with a tapered bore has a slightly larger initial radial gap than with a cylindrical bearing bore. This is due to the specifics of creating a compulsory interference fit when mounting bearings on tapered shafts gang or on adapter and withdrawal sleeve.

Diameter ext. ringsС2С0С3С4С5
mmmkmmkmmkmmkmmkm
fromtominmaxminmaxminmaxminmaxminmax
02,5064111020
2,5607213823
6100721382314292037
101809318112518332545
1824010520132820362848
2430111520132823413053
3040111620153328464064
4050111623183630514573
5065115828234338615590
658011510302551467165105
8010011812363058538475120
10012022015413666619790140
1201402231848418171114105160
1401602231853469181130120180
16018022520615310291147135200
180200230257163117107163150230
200225235258575140125195175265
225250240309585160145225205300
2502802453510590170155245225340
28031525540115100190175270245370
31535526045125110210195300275410
35540037055145130240225340315460
40045038060170150270250380350510
45050039070190170300280420390570
5005601010080210190330310470440630
5606301011090230210360340520490690

8 056 37 32 164 info@techno-maxi.com.ua

Радиальные зазоры в подшипниках

Зазор в подшипнике

Зазор в подшипнике определяется как расстояние, на которое наружное кольцо подшипника может быть смещено относительно внутреннего кольца, при отсутствии нагрузки.

Смещение в радиальном направлении называется радиальным зазором. (2)

Смещение в осевом направлении – осевым зазором (1)

1

Зачем нужен зазор в подшипнике?

Небольшой зазор всегда необходим для избежания контакта металла с металлом в подшипнике между движущимися частями. Поэтому, прежде чем выбрать подшипник, необходимо внимательно изучить, что его окружает. Разный зазор необходим для:

— посадки с натягом;
— увеличения вала или уменьшения корпуса под воздействием температуры;
— использования в качестве вала или корпуса других материалов, например алюминия;
— компенсации номинального смещения подшипника относительно других частей.

Как классифицируется зазор в подшипниках?

С1 – зазор подшипника меньше чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 — зазор в подшипнике больше чем С3

По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано –  зазор подшипника нормальный.

Соответствие обозначений зазоров по российскому и международному обозначению

Тип подшипникаЕПК, РоссияSKF, ШвецияFAG, Германия
Шариковый радиальный однорядный, d6C2C2
нормальнаянормальнаяC0 нормальная
7C3C3
8C4С4
9C5C5
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами с невзаимозаменяемыми деталями0C1C1NA
5C2C2
С цилиндрическим (коническим) отверстием, dнормальная (6)нормальнаяC0 нормальная
7C3C3
8C3C3
9(C5)(C5)
Роликовый радиальный сферический двухрядный с цилиндрическим (коническим) отверстием1
2C2C2
нормальнаянормальнаяC0 нормальная
3C3C3
4C4C4
5C5C5

Под зазором в подшипнике понимают величину перемещения, которая образовывается при сдвиге одного кольца подшипника относительно дру­гого при определенной малой измерительной нагрузке в радиальном нап­равлении (радиальный зазор) Оти осевом (осевой зазор) Оа.

Различают три вида зазоров: начальный, посадочный и рабочий. Под начальным радиальным зазором понимают зазор подшипника в состоя­нии поставки. Замеры радиального зазора осуществляются с помощью прибора путем смещения одного из колец подшипников в крайнее его по­ложение под определенной нагрузкой, для некоторых конструктивных групп подшипников замеры радиального зазора выполняют методом под­бора щупа соответствующей зазору толщины. Для разных конструктивных групп радиальных подшипников имеются свои группы (ряды) радиальных зазоров. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной вели­чинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, нормальная). Маркировка группы зазора выполняется на подшипнике и у паковке слева от места нанесения класса точности подшипника. Например, подшипник типа 205 класса точности 5, группы радиального зазора 8 обозначается 85-205. Наиболее распространенную группу радиальных зазоров называют нормальной. Она не имеет номера и не проставляется в условном обозначении подшипника. С таким зазором изготавливается большая часть радиальных шариковых и роликовых под­шипников, которые обеспечивают для большинства случаев при обычных посадках удовлетворительную работу подшипникового узла.

Под посадочным радиальным зазором понимают зазор, установивший­ся после монтажа подшипников. Причинами его изменения является уп­ругая деформация колец, вызванная посадочными натягами и погрешнос­тями формы посадочных мест.

Рабочим радиальным зазором называют зазор в подшипнике при уста­новившихся температурном и рабочем циклах машины. При этом из-за перепада температур он может уменьшаться или увеличиваться вслед­ствие того, какое из колец получает больше тепла. Ориентировочно раз­ницу температур нагрева наружного и внутреннего колец, влияющую на изменение внутреннего зазора, можно вычислить по формуле:

De=Dtx αx (d+D)/2

где

α =1,2*10-5 — коэффициент линейного расширения для стали;

d- внутренний диаметр подшипника, мм;

D- наружный диаметр подшипника, мм;

Dt — разница температур между валом и корпусом, град.

Тепловое удлинение вала может увеличивать или уменьшать зазор в за­висимости от конструкции подшипника и схемы его монтажа. Зазор воз­растает пропорционально нагрузке на подшипник. С учетом этих факторов необходимо выбирать соответствующую группу радиального зазора под­шипника.. Принимают, что наиболее благоприятным рабочим зазор для радиальных шариковых подшипников является вариант, когда он близок к нулю, и даже натяг малой величины можно считать благоприятным. Но если эти подшипники воспри­нимают только осевые нагрузки, то они должны иметь увеличенный зазор, который позволяет увеличить рабочий угол контакта и, тем самым, повы­сить осевую грузоподъемность.

Роликовые подшипники с цилиндрическими, коническими и сферически­ми роликами, как правило, должны иметь небольшой рабочий зазор в узлах общего применения. Но в отдельных случаях они устанавливаются и с преднатягом как, например, роликовые подшипники с цилиндрическими роликами в точных шпинделях станков или конические роликовые подшип­ники в главной передаче автомобиля. Для удовлетворительной работы ро­ликовые сферические подшипники всегда должны иметь положительный рабочий зазор.

Подшипник с коническим отверстием имеет несколько больший началь­ный радиальный зазор, чем подшипник с цилиндрическим отверстием. Это обусловлено спецификой создания обязательного натяга посадки при мон­таже подшипников на конические шайки валов, либо на закрепительные и стяжные втулки.

диаметр внутр. кольцаС2С0С3С4С5
мммкммкммкммкммкм
отдоминмаксминмаксминмаксминмаксминмакс
02,5064111020
2,5607213823
6100721382314292037
101809318112518332545
1824010520132820362848
2430111520132823413053
3040111620153328464064
4050111623183630514573
5065115828234338615590
658011510302551467165105
8010011812363058538475120
10012022015413666619790140
1201402231848418171114105160
1401602231853469181130120180
16018022520615310291147135200
180200230257163117107163150230
200225235258575140125195175265
225250240309585160145225205300
2502802453510590170155245225340
28031525540115100190175270245370
31535526045125110210195300275410
35540037055145130240225340315460
40045038060170150270250380350510
45050039070190170300280420390570
5005601010080210190330310470440630
5606301011090230210360340520490690